Вся необходимая информация для поездкм в Финляндию на своем авто
Готовимся в поездку
С собой берем:
загранпаспорт с визой
страховой медицинский полис
права и документы на а/м
страховку «зеленая карта»
документы на ребенка (если берем с собой ребенка)
деньги
заполненные бланки таможенной декларации
подтверждение брони и инструкции, как добраться до отеля/коттеджа — если таковые имеются
Собраться в дорогу нужно не только самому, очень важно подготовить к поездке автомобиль.
Проверяем, все ли мы учли:
состояние а/м перед дорогой
бензин
радары
авторезина
тонировка
перевозка детей в а/м
Теперь обо всем подробнее.
Загранпаспорт с визой и мед.страховка
С первыми двумя пунктами (загранпаспорт и медицинская страховка) все понятно, их мы уже обсуждали в предыдущем разделе «Как получить визу», сейчас же главное — их не забыть.
Документы на автомобиль
Водительские права, техпаспорт, страховка, талон техосмотра — вот необходимый минимум для каждого автомобилиста.
Водительское удостоверение (ВУ)
— ни на границе РФ, ни на границе с Финляндией, ни таможенники, ни пограничники не попросят вас его предъявлять.
Опасения, что «не пустят в Финляндию по российским «правам»» совершенно напрасны.
Передвигаясь за рулем а/м по территории Финляндии, вы в любом случае обязаны иметь при себе ВУ, и обычно наши российские «права» не вызывают вопросов даже при проверке документов полицией. Но, поскольку российское ВУ (вот такое) не является международным ВУ, возможны некоторые проблемы при оформлении аренды автомобилей или в случае ДТП (чаще всего их не возникает).
Подробнее о МВУ, о том, как его сделать, какие документы для этого нужны и другую информацию о нем — читайте на нашем сайте вот здесь.
Кроме этого, имейте в виду, что в Финляндии не действует временное разешение, которое сотрудники ГИБДД выдают взамен изъятого водительского удостоверения в случае, если у вас изъяли права. И, если у водителя в Финляндии при себе не окажется ВУ или МВУ в комплекте с ВУ — никакое временное разрешение ему не поможет решить вопрос с дорожной полицией.
Свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт)
— практика показала, что под словом «техпаспорт» разные люди понимают разное. На всякий случай, разъясним. Большинство, говоря «техпаспорт», имеет в виду Свидетельство о регистрации ТС, это заламинированная карточка 8х11 см с данными на а/м и данными о его собственнике, вот такая.
Именно этот документ автомобилисты обязаны иметь при себе, находясь за рулем, и предъявлять инспекторам ГИБДД.
Этот же документ водитель предъявляет и на российской границе, и на границе с Финляндией, как подтвержающий право собственности на а/м, поэтому обязательно убедитесь, что вы его не забыли.
Доверенность на право управления а/м
— доверенность необходима в случае, если собственник а/м в автомобиле отсутствует.
Насчет вариантов оформления доверенности — нотариальной или простой письменной — всегда существовали споры. Подробнее о доверенностях — ТУТ.
Финские пограничники доверенность не смотрят вообще, им достаточно предъявить только Свидетельство о регистрации.
Чаще всего и российские пограничники при пересечении границы РФ доверенность показывать не просят, однако, исключать вероятность проверки доверенности не стоит, так как в случае, если она по закону должна быть, оспаривать действия пограничников будет сложно, да и не стоит оно траты времени и нервов.
Еще раз обращаем ваше внимание — в случае, если владелец автомобиля находится в машине в момент пересечения границы и на территории Финляндии также будет находится рядом с водителем, письменная доверенность не нужна вообще. Никакая.
Если вы собираетесь в поездку по Финляндии на служебной машине, то вам понадобится доверенность от организации-собственника а/м и путевой лист. Подробнее смотрите ЗДЕСЬ.
Талон техосмотра
— показывать на обеих границах не придется, но он все равно должен быть у водителя — согласно нашим ПДД. В Финляндии им может заинтересоваться полиция, например, в случае какого-то ДТП, но делать перевод талона на финский язык не нужно. Ну, а для инспекторов нашего ГИБДД требование известно — талон техосмотра должен быть действующим.
В случае, если автомобиль только что приобретен, и оформить талон ТО еще не успели, вполне можно поехать в Финляндию и без него, так как формально талон ГТО не входит в список необходимых документов, которые обязан иметь при себе иностранный водитель при въезде в другое государство и передвижении по его территории. Однако, если с даты приобретения прошло больше месяца, то проблемы с непройденным ТО могут быть уже со стороны нашей ГИБДД.
Страховка ОСАГО
— на финской границе и в самой Финляндии российская страховка ОСАГО никому не интересна. Соотвественно, предъявлять на финской границе ее не нужно.
На границе РФ показать полис ОСАГО вас тоже не попросят (раньше требовали в правом верхнем углу таможенной декларации указывать дату действия полиса, но теперь декларации не требуют и ОСАГО вписывать некуда).
Однако, если при въезде в РФ таможенники все же заинтересуются вашим Полисом, то он должен быть действующим, с просроченным полисом ОСАГО вас на территорию РФ не пропустят, придется оформлять его прямо на КПП.
Страховка КАСКО
Если у вас страховка КАСКО, уточните у своих страховщиков, действует ли она на территории Финляндии, так как часто необходимо оформить «расширение» страховки. Позаботьтесь об этом заранее.
Зеленая карта (Green Card)
«Зеленая карта» — полис гражданской ответственности на территории Шенгена, точнее — международная программа страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в случае ДТП на территории стран Шенгена.
Действует точно так же, как полис ОСАГО на территории РФ — то есть, страхует гражданскую отвественность водителя за причиненный им ущерб, но за границей.
К сожалению, наш внутренний полис ОСАГО для Шенгена не подходит, и на время поездки по Финляндии водитель обязан иметь «зеленую карту».
До 2009 года и ранее при оформлении грин-кард для поездки на а/м в страны Шенгена и в частности в Финляндию российские страховые компании выступали в качестве агентов (посредников)иностранных страховых компаний.
С 01-01-2009 года Российский Союз Автостраховщиков (РСА) получил право работы в международной системе «Зеленая карта»/Green Card. Список страховых компаний, осуществляющих операции по страхованию в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта» с 01 января 2009 года, можно увидеть на официальном сайте РСА, там же есть подробная информация о системе green card, о том, где и как застраховаться.
В 2009 г. были ведены в действие новые бланки зеленой карты, новые тарифы и новые правила действия при ДТП, ознакомиться с которыми можно так же на сайте РСА.
Оформить зеленую карту можно либо заранее перед поездкой практически в любом из офисов страховых компаний (входящих в состав РСА), либо по дороге в Финляндию.
Это можно сделать почти на каждой из АЗС на трассе «Скандинавия», можно оформить полис в Выборге — когда вы будете проезжать через город в сторону границы, вам встретится большое количество указателей «Страховка, зеленая карта» — это выборгские офисы страховых компаний.
Можно оформить полис непосредственно перед самой границей — там также пункты оформления «зеленых карт» работают круглосуточно:
Торфяновка — сразу после первого КПП со шлагбаумом (первая проверка паспортов), направо от этого КПП. Непосредственно перед основным пропускным постом есть магазин и АЗС, где также оформляют страховку
Брусничное — страховку можно оформить в кафе (домик зеленого цвета) сразу за Т-образным перекрестком при подъезде к границе; круглосуточно на АЗС, расположенной сразу слева после первого КПП со шлагбаумом (первая проверка паспортов); также есть офис страховой и на границе, но работает он не круглосуточно.
Светогорск — страховые офисы и на этом пути есть почти на всех АЗС в Светогорске и пригородах; в самом Светогорске сразу за первым шлагбаумом (паспорта там проверяют очень редко) есть павильончик, где делают «зеленые карты»; далее, не доезжая до пограничного КПП, слева будут павильончики обмена валюты и страхования (обратите внимание — страховые офисы там работают по расписанию и не всегда круглосуточно). Есть также офис страхования на последней АЗС перед КПП «Светогорск-Иматра».
Срок оформления полисов — 14 дней, 30 дней, 3 месяца, полгода и так далее. Минимальный срок — две недели, так что, даже если вы едете всего на два дня, все равно придется покупать автостраховку на 14 дней.
Стоимость двухнедельного полиса на легковой а/м в августе 2011 года была 1450 рублей, полис на месяц в стоил 2700 руб, однако с 1 октября 2011 ожидается повышением тарифов, смотрите ТУТ.
Выглядит полис «зеленая карта» вот так.
Оформляется полис «зеленая карта» всегда на автомобиль, а не на владельца а/м, водителя а/м и т.д. То есть в полис вписываются данные владельца, но неважно кто будет за рулем, владелец или кто-то по доверенности, главное что машина застрахована.
Хочется отметить, что полис «Зеленая карта» (Green Card) — это Ваше ОСАГО за рубежом, то есть полис страхует только гражданскую ответственность автовладельца перед пострадавшим по вине его автомобиля лицом (автомобилем, имуществом), а не ваш автомобиль. То есть, страховая компания, выдавшая вам Green Card, возмещает ущерб только пострадавшей стороне за границей, но не вам. За повреждение вашего а/м при дорожном инциденте от страховой компании, выдавшей вам «зеленую карту», вы ничего не получите, ваш ущерб будет (должна) возмещать страховая компания ответчика.
Это не касается ущерба вашему здоровью, который возмещает обязательная медицинская страховка, о которой сказано в этом разделе нашего сайта.
Если по вашей вине произошло ДТП, действия такие: связаться c полицией по телефонам 112, 10022, сообщить о ДТП, незамедлительно связаться со страховой компанией (координаты указаны на полисе) и выполнить их распоряжения.
Если пострадавшей стороной в ДТП на территории Финляндии оказались вы, действия такие же, и еще — нужно обязательно взять копию полицейского протокола и копию страхового полиса виновника ДТП, все эти документы вам пригодятся для получения страхового возмещения от страховой компании, выдавшей полис виновнику ДТП.
Надо остановиться на такой подробности.
Хотя страхование гражданской ответственности автомобилиста на территории Финляндии обязательное, на финской границе у вас далеко не всегда будут просить предъявить эту страховку.
Однако экономить на ней не стоит. Если на финской границе обнаружится, что у вас нет green card или она просрочена («зеленая карта» должна быть действительной на весь срок вашего пребывания в стране, который вы заявили пограничнику), то вам придется ее приобрести прямо на границе, где ее стоимость гораздо выше, чем в РФ — больше 100 евро. И вернуться назад, в Россию, чтобы оформить ее у наших страховых, вам уже никто не разрешит — вы не должны передвигаться на а/м, не имеющем green card.
Кроме того, если вдруг вы станете участником ДТП на территории Финляндии, отсутствие страховки принесет вам большие проблемы, не говоря о том, что, в случае ДТП, произошедшего по вашей вине, возмещать нанесенный вами ущерб пострадавшей стороне будет не страховая компания, а вы сами.
Кроме того, возможны проблемы с получением следующих виз, так как отсутствие green card является нарушением финского законодательства.
Телефон единого информационного центра РСА +7 (495) 641 27 87 при наступлении страхового случая при ДТП за границей.
Памятку о действиях при ДТП и бланк извещения о ДТП можно скачать здесь, рекомендуется распечатать и иметь с собой в поездке.
Остались вопросы? Задайте их на нашем ФОРУМЕ!
Бланки таможенной декларации
В 2010 г вступил в силу Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана, вследствие чего изменился порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза.
С 01 июля 2010 года этот порядок регулируется Соглашением(скачать текст Соглашения или ознакомиться с ним на сайте Федеральной Таможенной службы РФ. )
Но для нас важно одно: в настоящее время при прохождении таможни через МАПП Торфяновка, Брусничное, Светогорск, Вяртсиля и обратно пассажирские таможенные декларации заполнять не требуют ни от водителей, ни от пассажиров.
Другими словами, если в а/м только личные вещи (не превышающие указанные нормы) — декларация не заполняется.
Если вы производите временный вывоз лодки, лодочного мотора, велосипеда и другого аналогичного имущества и затем будет осуществлен обратный ввоз этого имущества в РФ, — декларацию заполнять нужно.
Подробности о декларациях, нормах ввоза и вывоза товаров — в этом разделе, а все вопросы вы можете задать на нашем ФОРУМЕ.
Если с вами следует несовершеннолетний ребенок
— обязательно возьмите с собой свидетельство о его рождении (оригинал) — очень часто требуют предъявить на российской границе;
— ребенок должен быть либо вписан в паспорт одного из родителей, либо иметь собственный загранпаспорт;
— если ребенок имеет свой загранпаспорт, то у него должна быть виза и страховка;
— если ребенок вписан в паспорт родителей, то у сопровождающего родителя должна быть виза с отметкой «+ ребенок» и страховка на ребенка;
— если ребенок едет хотя бы с одним из родителей, нотариального соглашения от второго родителя не нужно (если второй родитель официально не заявлял о своем несогласии);
— если ребенок едет без родителей (то есть, если его не сопровождает хотя бы один родитель), не имеет значения, с кем он едет — с посторонними людьми или с родственниками — бабушкой, тетей, сестрой и т.д., — необходимо нотариально заверенное согласие родителей на выезд ребенка.
Подробнее о согласии родителей, документах, разрешениях на выезд ребенка — в этом разделе.
Деньги
В Финляндии, как практически в любой стране Шенгена, в ходу евро.
Вы их можете купить в России, можете обменять на доллары и даже рубли в самой Финляндии (правда, скорее всего, курс будет менее выгодный, чем у нас — за счет комиссии), а можете воспользоваться для оплаты товаров и услуг кредитной или дебетовой банковской картой.
Кредитные карты, выданные российскими банками, принимаются, как правило, везде, причем независимо от того, рублевый у вас счет или валютый. Конвертация рублей при покупках по карте на территории Финляндии происходит по тарифам вашего банка, вы можете узнать заранее, какой курс пересчета или сколько стоит получить по вашей карте наличные на территории Финляндии.
Карты VISA ELECTRON и MASTER CARD ELECTRON принимаются не во всех торговых точках, хотя обычно даже с ними никаких проблем не бывает.
Раньше, если турист ехал не по оплаченной турпутевке, а самостоятельно, на финской границе могли попросить показать наличные — в подтверждение вашей платежеспособности (необходимый минимум был от 40 евро в день).
Теперь такие просьбы редкость, но тоже не исключены; и, если финский пограничник попросит вас показать наличные, — не удивляйтесь, он имеет на это право. Вы можете смело показать ему деньги или кредитную карту на ваше имя.
Если же у вас есть подтверждение брони в гостинице или коттедже, обязательно покажите его вместе с паспортом, вопросов будет меньше. 🙂
Не забывайте о необходимости декларировать вывоз наличных из РФ и помните о том, что единовременно из РФ можно вывозить наличными сумму, не превышающую 10 000 USD (подробнее о перемещении наличной валюты и рублей РФ через границу читайте здесь), а через границы ЕС — не более 10000 евро.
Подтверждение брони гостиницы/коттеджа
Если такой документ у вас есть (достаточно присланного по факсу или электронной почте), он вам понадобится на финской границе.
Если его предоставить вместе с паспортом (а для водителя — и техпаспортом на а/м) финскому пограничному инспектору, то у него будет меньше вопросов о месте вашего пребывания во время этой поездки.
Готовим автомобиль
Исправный а/м
Очень важно основательно проверить машину перед поездкой, провести, так сказать, небольшой ТО своими силами — наличие «живой» запаски, уровень масла, топливная система, колеса и т.д. — то есть, объективно оценить «боевое» состояние а/м, устранить серьезные неполадки.
Особенное внимание уделите системе выхлопных газов — у финнов с этим строго! — и тормозной системе (возможность удерживать транспортное средство, независимо от нагрузки, на 18-процентном спуске с горы или при подъеме в гору при коэффициенте сцепления между колесами и дорогой по меньшей мере, 0,6 — полиция может проверить передвижным динамометром).
Автомобиль должен быть оборудован брызговиками (грязезащитными фартуками позади колес), должны быть целые исправные фонари дальнего и ближнего, стояночного, переднего и заднего света, сигналов поворотов, а также задние световозвращатели.
Ваша машина, помимо фактической исправности, должна и выглядеть исправной, иначе вы рискуете нарваться на проверку транспортного средства в Финляндии, и там ваш недолжным образом работающий ручник может стать проблемой.
На неисправной машине по дорогам Финляндии передвигаться запрещено, и, если у вашей машины полицией будет выявлена существенная неисправность, вас за ваш же счет отбуксируют на стоянку или на станцию автосервиса, где вы должны будете неисправность устранить.
Правила перевоза грузов аналогичны нашим — груз не должен выступать за габариты транспортного средства более чем на 1 метр спереди и более чем на 2 метра сзади. При этом крайние точки груза должны быть обозначены красными или красно-желтыми флажками размером минимум 300х300 мм.
Бензин
Вы можете провезти с собой в Финляндию бензин в баке своей машины плюс канистру с 10 литрами бензина. Фактически, все возят двадцатилитровые канистры, главное, чтобы они не были залиты «под горлышко», то есть, чтобы всегда можно было сказать финскому таможеннику, что там не 20 литров, а 10 (на самом деле 15-17 — в канистре же не видно. 🙂
Стоимость бензина в Финляндии 1,6-1,75 евро за литр; дизель стоит чуть меньше 1,4 евро.
Есть очень удобный сайт с мониторингом цен на бензин на АЗС Финляндии, можно посмотреть цены на топливо на различных АЗС и сами АЗС на карте. Слева в меню Valitse kaupunki нужно выбрать город или номер шоссе — и увидите список АЗС с их ценами и расположение заправок на карте.
Цены, как видите, существенно выше наших; и в ваших интересах, если вы собираетесь в дальнюю поездку, провезти отечественного дешевого бензина побольше. Поэтому имеет смысл перед самой границей дозаправить бак до полного — рядом со всеми КПП есть АЗС.
Если же все-таки придется покупать бензин в Финляндии, надо быть готовым к тому, что обычно АЗС там работают с 7 утра до 21, но зато там много автоматических бензоколонок, работающих 24 часа. Это значит, что, если вы хотите залить немного бензина (допустим, чтобы только доехать до границы), позаботьтесь, чтобы у вас были или мелкие купюры в пять-десять евро (мелочь на автоматах не принимают), или банковские карты (кстати карты Visa Еlectron/Maestro на бензоколонках могут не прочитаться).
Радары
Радар-детектор вам придется оставить на территории России, так как такие устройства Финляндии запрещены не только к использованию, но даже и к наличию в автомобиле. Если при у вас его обнаружат при пересечении границы или на территории страны, вас ждет конфискация устройства, штраф от 40 евро и выше и почти гарантированные трудности с получением последующей визы в Шенген.
Авторезина
Финны требуют наличия одинаковых покрышек (вида протектора) на всех колесах. То есть, если у вас попарно или даже все четыре колеса разные, резина «лысая» — могут быть проблемы, вас могут просто не пустить в страну. Также запрещено одновременное использование нешипованной и шипованной авторезины.
Сезонные требования к типам резины:
Зимние нешипованые шины (или шины, предназначенные для круглогодичного пользования, без шипов, так называемая «всесезонка», на резине есть знак S+M)
Обязательное применение с 01.12. по 29.02. Применение зимних шин без шипов допускается круглый год. Глубина узора протектора не менее 3 мм. Это касается всех зарегистрированных за границей легковых а/машин и пикапов общей массой не более 3500 кг.
Шипованые зимние шины
Применение шипов допускается только в период с 01.11. по 31.03 (на самом деле — срок весной каждый год разный и зависит от католической Пасхи, то есть шипованые колеса используются с начала ноября до понедельника, следующего через неделю после пасхального понедельника).
Исключение составляют случаи, когда применение зимней и/или шипованой резины обусловлено погодными условиями.
Летние шины
Применение допускается с 01.03. по 30.11. Глубина узора протектора не менее 1,6 мм.
Вы можете не поверить, но иногда на границе финны меряют протектор и из-за сезонного несоответсвия шин вас могут просто не пустить в страну!
Тонированные стекла а/м
Вас могут также не пропустить на территорию Финляндии, если стекла вашего автомобиля сильно затонированы (это касается только лобового и двух передних стекол а/м).
На лобовом и двух передних стеклах допускается только штатная тонировка, минимальная светопропускаемость лобового стекла – 75%, передних боковых – 70%
Известно много случаев, когда финны разворачивали наши автомобили с абсолютно черными стеклами, и как раздосадованные автолюбители, стоя на обочине, отдирали с передних стекол тонировочную пленку.
Мне могут многие возразить — мол, неоднократно проезжали в Финляндию на затонированном а/м и никаких проблем не было, как вариант даже предлагалось в летний период опустить передние стекла, чтобы тонировку никто не заметил…
Что тут сказать: не было проблем — очень хорошо. Но, фактически, тонировка — это нарушение закона, а манипуляции с опусканием стекол — попытка скрыть нарушение, что само по себе тоже является преступлением и грозит не только аннулированием визы, но и штрафом около 500 евро.
Пользование мобильным телефоном за рулем.
По финскому законодательству, водитель должен пользоваться устройством «hands free», позволяющим разговаривать по мобильному телефону без применения рук во время вождения. За нарушения законодательства налагается штраф. Кстати, у нас размер этого штрафа теперь тоже увеличен, и теперь составляет 300 рублей.
Требования по перевозке детей
Если с вами следует ребенок, он должен перевозиться в специальном детском кресле, причем, кресло должно быть надежно зафиксировано, а не просто «ехать» на заднем сидении.
Теперь эти требования введены и у нас, но в Финляндии за неисполнение этого с вас возьмут штраф гораздо более ощутимый для кошелька (примерно 120 евро), но важнее не сумма штрафа, а безопасность ваших собственных детей, так что будьте внимательны!
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с информацией относительно использования детских кресел и требований по перевозке детей в Финляндии, очень подробно они представлены вот здесь.
Ремни безопасности.
Кроме того, не забывайте о ремнях безопасности — все, находящиеся в автомобиле — и водитель, и пассажиры (даже на заднем сидении) должны быть пристегнуты.
О парковке, особенностях правил движения и оплате штрафов — в этом разделе нашего сайта, а если остались вопросы, задайте их на нашем ФОРУМЕ!
Выбираем маршрут
Машина готова. Вы собрали все необходимые вещи. В путь!
Координаты пропускных пунктов на границе с Финляндией (для GPS)
Выезд из Санкт-Петербурга в сторону границы с Финляндией:
— Едем по КАД в сторону Приморского и Выборгского шоссе (по внешнему кольцу).
— Едем по КАД в сторону Таллинского шоссе через Кронштадт (по внутреннему кольцу).
— Едем в сторону Выборга через город (один из вариантов)
Как удобнее подъехать к границе:
— Едем в Хельсинки (и др.города по трассе Е18/№7) через МАПП Торфяновка/Valimaa с заездом в Выборг.
— Едем в Лаппеенранта (и др.города по трассе №13) через МАПП Брусничное /Nuijamaa без заезда в Выборг.
— Едем в Иматру (и др.города по трассе №6) через МАПП Светогорск /Imatra без заезда в Выборг.
Расстояния между городами Финляндии
Выезжать из Санкт-Петербурга нам следует, понятное дело, в сторону Выборга. Сейчас только ленивый не обзавелся навигатором, отдельным устройством или программой в телефоне — не важно, главное то, что бумажные карты практически не используются, раз есть интернет.
Те, у кого навигатора нет, могут заранее составить маршрут, используя многочисленные сайты-маршрутизаторы, которые предусматривают возможность распечатать и взять с собой «легенду», то есть почти пошаговое описание поездки из точки А в точку Б. Некоторые из таких сайтов можно увидеть в нашем разделе ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (Карты, планировщики маршрутов по Финляндии и России).
Также можно воспользоваться сайтом Дорожного управления Финляндии и рассчитать расстояния между городами Финляндии.
Для обладателей навигационных систем приводим координаты наиболее популярных пограничных пунктов (МАПП):
Координаты пропускных пунктов на границе с Финляндией (для GPS)
МАПП Торфяновка: 60°35′46.02″ с.ш. 27°54′45″ в.д. (60.596116 N, 27.912501 E)
МАПП Брусничное: 60°55′57.2″ с.ш. 28°33′41.4″ в.д. (60.932555 N, 28.561501 E)
МАПП Светогорск: 61°7′24.61″ с.ш. 28°50′30.18″ в.д. (61.123503 N, 28.841717 E)
информация с сайта На Границе.Ру
Тем не менее, на этой страничке мы оставим описание выезда из СПб в сторону границы с Финляндией, может быть кому-нибудь пригодится и эта информация.
Выезд из Санкт-Петербурга в сторону границы с Финляндией.
Самый простой вариант — выехать в ближайшем от вас месте на КАД и двигаться в сторону Выборгского шоссе «до упора».
КАД наконец-то сомкнули, и ехать можно в обе стороны: то есть, если вы стартуете из южных районов города или, предположим, приехали из Москвы, то можно объехать город по внутреннему кольцу через Кронштадт и выехать после него к Сестрорецку.
Едем по КАД в сторону Приморского и Выборгского шоссе (по внешнему кольцу).
ЧЕРЕЗ СЕСТРОРЕЦК
В районе развязки с Выборгским шоссе вам могут попадаться указатели «Выборг», но, раз вы решили ехать через Сестрорецк, никуда с КАД не сворачивайте, пока не приедете к Сестрорецку. Вам встретится указатель «Курортный район», потом кольцевая приведет вас на Сестрорецкую развязку.
Там надо не перепутать и не уехать обратно в город. Итак, съезжаем с кольцевой по кругу направо, оказываясь к Сестрорецку «спиной», проезжаем чуть вперед и по указателю «Выборг» снова заезжаем налево на эстакаду (на разворот); съехав с эстакады оказываемся на шоссе в нужном направлении — в сторону Сестрорецка.
Это будет Приморское шоссе, по нему мы проедем через Сестрорецк, огибая центр города справа по берегу озера Разлив. Никуда с шоссе не съезжая, движемся дальше, пока не увидим АЗС «Лукойл» (в центре кругового движения), за ней будет развилка, нам надо ехать по дороге, которая «выше» и как бы правее — там будет небольшой указатель «Выборг» (если же вы поедете после развилки по «нижней» дороге — то уедете в сторону Зеленогорска, придется разворачиваться).
Следующим опознавательным знаком будет АЗС «Несте» справа, по ходу движения. Едем дальше.
Новый ориентир — справа от шоссе съезд к АЗС «Татнефть» и кафе «Пицца», рядом с указателем «Огоньки» — это значит, вы едете правильно.
Таким образом мы и движемся по этой трассе «Скандинавия» (Е18/М10) в сторону Выборга.
Здесь лежит карта (205,17 Kb) от КАД до трассы, через Сестрорецк (кликнуть в правый нижний угол картинки для ее увеличения).
ЧЕРЕЗ СЕРТОЛОВО
Едем по КАД в сторону Выборгского шоссе. Проехав «Мега-Парнас» (торговый комлекс справа от кольцевой на пересечении с пр.Энгельса), продолжаем ехать в сторону Сестрорецка. Здесь нам встретится указатель на «Выборг». Нам надо съехать с КАД по этому указателю и двигаться в сторону Выборгского шоссе (как ориентир справа от вас будет магазин «МАКСИДОМ»).
Окончательно съехав с КАД, оказываемся на Выборгском шоссе; проезжаем, никуда не сворачивая, пост ГАИ в Осиновой Роще и движемся в сторону Сертоловj по дороге А122 через Левашово, Сертолово и далее, пока не сольемся с той же самой трассой Скандинавия (М10 Е18), по которой двигаемся дальше в сторону Выборга. Ориентиром будет та же самая АЗС «Татнефть» и кафе «Пицца», рядом с указателем «Огоньки».
Едем по КАД в сторону Таллинского шоссе через Кронштадт (по внутреннему кольцу).
Как уже сказано выше, из южных районов города или при подъезде из Москвы выехать к Выборгу можно по внутреннему кольцу, по дамбе через Кронштадт.
Все очень просто — едем по КАД в сторону Таллинского, затем Краснофлотского шоссе, в сторону Кронштадта. Проезжаем туннель, справа остается Кронштадт, а мы все едем в сторону Сестрорецка. На подъезде к нему не пропустите съезд — он будет справа, из серии «внезапно!». Съехав, нужно будет сразу развернуться через виадук, чтобы оказать лицом к Сестрорецку, спиной к СПБ (не уедьте там по указателю Санкт-Петербург, а то окажетесь вместо Выборга на Приморском шоссе и ул.Савушкина).
Далее едете в сторону Сестрорецка, а затем — в сторону Выборга, как указано тут.
Едем в сторону Выборга через город (один из вариантов)
Вследствие каких-либо причин у вас может возникнуть необходимость проехать не по кольцевой, а через город.
Вариант для въезжающих с Московского шоссе:
По Московскому шоссе проезжаем по пл. Победы, огибая монумент, и движемся по Московскому проспекту мимо Универмага «Московский» — дома, 222, 220, 218. За последним зданием Универмага с правой стороны, на светофоре со стрелкой, поворачиваем направо и едем по главной дороге (улице Типанова) к пр.Славы (ул.Типанова переходит в пр.Славы после виадука).
По пр.Славы проезжаем сначала Сортировочный виадук, потом так же, не сворачивая, по Ивановской улице доезжаем до Володарского моста через Неву.
Спускаемся с моста направо-вниз-направо и оказываемся на Октябрьской набережной. Вот по этой набережной Невы (она будет менять названия — Октябрьская наб., Малоохтинский пр., Свердловская наб., Арсенальная наб., Пироговская наб., Выборгская наб., Ушаковская наб., Приморский пр.) мы и едем через весь город, никуда не сворачивая, кроме объезда у Финляндского вокзала.
Вот тут показана схема объезда, следуя которой мы снова вернемся на набережную и продолжим свой путь.
Рано или поздно оказываемся на Приморском шоссе, по которому едем через Лахту, Ольгино, Лисий Нос, Горскую, Тарховку, Разлив и, въехав в Сестрорецк, огибаем центр города справа по берегу озера Разлив. Далее, следуя указаниям, описанным выше (Выезд по КАД через Сестрорецк), мы попадем на автотрассу «Скандинавия» (Е18/М10) в направлении на Выборг, Хельсинки.
Как удобнее подъехать к границе.
Планируя маршрут, вы должны заранее решить, куда именно в Финляндию вы хотите поехать. От этого зависит, через какой пограничный пункт вы будете пересекать границу и, соответственно, как вам удобнее попасть туда, куда вы запланировали.
Подробнее:
Торфяновка/Valimaa — наиболее удобен, если планируется поездка в Hamina, Kotka, Porvoo и, конечно, в Helsinki, трасса E18 или №7
Брусничное /Nuijamaa — через этот пост удобнее ехать в Lappeenranta, Lahti, Kouvola, Tampere или выше, на Mikkeli, трасса №13 на Lappeenranta, Mikkeli, трасса №6 на Kouvola и далее
Светогорск/Imatra — наиболее используется для поездок в Imatra, Lappeenranta, Savonlinna или выше, на Joensuu, трасса №6.
Все перечисленные МАПП работают круглосуточно в обе стороны.
Есть еще переход Вяртсиля/Niirala, но это в Карелии, он удобен тем, кто едет в Финляндию оттуда.
Почему об этом важно подумать заранее: например, от этого зависит, будете вы заезжать в Выборг или нет, поскольку существует окружная дорога, и попасть в Брусничное или, тем более, в Светогорск можно не заезжая в город.
Давайте рассмотрим все варианты:
Едем в Хельсинки (и др.города по трассе Е18/№7) через МАПП Торфяновка/Valimaa с заездом в Выборг
Двигаясь из СПб в сторону Выборга по трассе «Скандинавия» (Е18/М10) мы рано или поздно приедем к развязке Выборгской окружной дороги.
Следуя этому варианту пути в Финляндию, мы продолжаем свой путь по указателю «Выборг» (там, кстати, не самая понятная из возможных развязок, и указатели, прямо скажем, не сильно упрощают путь, но все-таки до Выборга вы доедете).
Проехав пост ГИБДД на въезде в город, вы так и продолжаете ехать по главной дороге. Схема проезда по Выборгу тут (проезд выделен желтым цветом, чтобы увеличить картинку — кликните в правом нижнем углу).
Как ориентир вы увидите перекресток, справа от которого на крутом склоне — красивая церковь с большими буквами «Христос Воскресе» (они там стоят не только в Пасху). На этом перекрестке вам надо ехать прямо-левее; примерно через полкилометра вы окажетесь у ж/д вокзала (он будет справа от вас) и увидите бензоколонку NESTE (тоже справа) — на схеме эти ориентиры указаны стрелками.
На NESTE мы всегда доливаем бензин до полного бака и иногда пьем кофе.
Если вас NESTE по каким-то причинам не устраивает — рядом, на площади, есть еще автозаправочные станции, а потом по трассе будет еще одна NESTE.
От NESTE направо, направо и так далее двигаемся по главной дороге, там иногда даже попадаются указатели — на Хельсинки.
Проезжаем мимо Выборгского замка, потом пересекаем высокий мост через Выборгский залив и оказываемся на развилке с указателем на Хельсинки и Лаппеенранту.
Там раньше был первый паспортный кордон, теперь его убрали, зато бензоколонка осталась, и там вы также можете заправиться бензином, если не сделали этого в Выборге. Имейте в виду — чем ближе вы приближаетесь к границе, тем дороже становится бензин. 🙂
Также в Выборге можно сделать страховку «зеленая карта» — там по дороге попадается много вывесок офисов страховых компаний, также можно сделать ее немного дальше, у первого поста паспортного контроля.
С этой развилки можно поменять направление — eсли поехать направо, то попадете на Брусничное /Nuijamaa и в Лаппенранту, ну а мы продолжаем двигаться в сторону Торфяновки/Valimaa (левая часть развилки). Это все та же трасса «Скандинавия», по которой мы едем, никуда не сворачивая, пока не упремся в шлагбаум паспортного контроля.
Пограничник проверит ваши паспорта на наличие действующей визы и пропустит вас вперед; однако, если у нас до сих пор нет автомобильной страховки, сворачиваем направо, сразу за шлагбаумом около деревянного домика страховой компании «РУСЬ».
Этот филиал работает круглосуточно, без выходных; также здесь вы можете продлить свою прежнюю страховку (если она была выписана на месяц), это обойдется дешевле, чем покупка новой. Сотрудник страховой компании все вам расскажет, ответит на все вопросы и выпишет «зеленую карту».
Оформив green card, следуем далее все по той же трассе Скандинавия до пограничного перехода Торфяновка.
Отстояв очередь (если она будет), вы упретесь в зеленую будку и очередной шлагбаум. Там у вас опять проверят паспорта и впустят на территорию пограничного перехода. О том, что делать дальше — читайте в разделе ГРАНИЦА: ТУДА И ОБРАТНО.
Едем в Лаппеенранта (и др.города по трассе №13) через МАПП Брусничное /Nuijamaa без заезда в Выборг
Двигаясь в сторону Выборга по трассе «Скандинавия», мы, как уже упоминалось выше, рано или поздно увидим развязку Выборгской окружной дороги. Если вы специально не собираетесь посетить Выборг (откуда тоже можно свернуть на Брусничное), то вам не обязательно заезжать в город — главное не запутаться с указателями на окружной и не поехать по указателю «Выборг».
Короче говоря, никуда не сворачивайте, и приедете наконец к Т-образному перекрестку с невразумительным указателем. Если мы хотим попасть в Брусничное — нам направо, и не обращайте внимания на странный указатель «Хельсинки» (если поедете налево — приедете в Выборг). Вот тут схема, которая дает некоторое представление о движении по этой дороге (описываемый нами сейчас маршрут выделен красным).
Кстати, если в Выборг все таки заехали, оттуда также можно поехать в эту сторону.
На этой же схеме (указано фиолетовым) видно — поворачиваем направо у церкви, и дорога приведет вас в Брусничное. Также свернуть можно с развилки за Выборгом, как сказано выше, на схеме это показано синим цветом.
Итак, мы повернули направо на Т-образном перекрестке; по правой стороне нам также встретится пукт продажи автополисов green card. Здесь их даже два — один в зеленом деревянном кафе «Брусника», второй рядом. Обычно там на парковочке имеется парочка машин, водители которых эти самые полисы оформляют.
Еще через совсем небольшой отрезок пути — первый пограничный кордон. Покажете паспорта, и вас пропустят за шлагбаум, на пограничную зону. Сразу за кордоном, слева, АЗС. Здесь также есть продажа полисов green card, а также круглосуточный обмен валюты — очень удобно для тех, кто забыл обменять деньги ранее.
Протяженность погранзоны около 30 км, трасса проходит по очень красивым местам — мимо извилистых берегов Сайменского канала. Трасса непростая, скоростной режим (60 км/ч) лучше не нарушать, особенно зимой, в гололед очень часто по обочинам наблюдаются завалившиеся фуры и даже легковые а/м. Хорошо еще, если они съедут в прилесок, а не в канал, так что будьте внимательны и осторожны.
Окончится эта трасса пограничным пунктом «Брусничное» — шлагбаум, проверка паспортов и въезд на территорию таможни. В разделе ГРАНИЦА: ТУДА И ОБРАТНО вы прочитаете о последовательности действий на границе.
Едем в Иматру (и др.города по трассе №6) через МАПП Светогорск /Imatra без заезда в Выборг
Чтобы добраться до Светогорска, надо сначала также доехать до Выборгской окружной, свернуть на указателе «Каменногорск», но — внимание! В сам Каменногорск нам не надо, нам надо в Светогорск — то есть через некоторое время придется свернуть с трассы налево, по неприметному указателю, который важно не пропустить. На уже знакомой нам схеме съезд с окружной и поворот на Светогорск указаны зеленым.
К сожалению, целиком карты у нас пока нет, но, двигаясь по указанной дороге, вы доедете до Светогорска. Не удивляйтесь, если путь вам покажется долгим: когда вы в первый раз поедете по нему, вам будет казаться, что вы едете куда-то не туда. Во-первых, сама дорога ужасно разбитая, что называется, подвеску жалко. Во-вторых, указателей прктически не встречается, и, поскольку из за плохого состояния дорожного покрытия ехать приходится небыстро, — кажется, что заблудился 🙁
Ориентиром того, что вы приближаетесь к Светогорску окажется большой новый, недостоенный мост справа от шоссе и небольшая речушка. Так и двигайтесь, никуда сворачивать не нужно. Сначала вы проедете через п.Лесогорский, далее очень неприятный запах (издержки технологического процесса переработки бумаги) от Светогорского комбината подскажет вам, что вы уже на месте. Городок маленький, заблудиться невозможно: главное, не сворачивать с главной дороги, ехать через весь городок. Возможно, вам встретится псевдо-КПП — пограничник с каким-то допотопным аналогом шлагбаума — там вас могут попросить показать паспорта. Когда впереди увидите вертикальную красно-белую рекламную стеллу «Топливная компания» — вы почти у цели. Около это стеллы надо повернуть направо, проехать мимо новой бензоколонки, и вы подъедете к пограничному посту — уже нормальный КПП, шлагбаум и проверка документов.
На подъезде к погранпосту вам пару раз встретятся вывески green card и обмена валюты, также купить страховку можно на последней перед контрольно-пропускным пунктом АЗС и даже на самом КПП, но там страховщики работают по расписанию. Кстати, все пункты продажи страховок и пункты обмена валюты, встречающиеся в Светогорске, работают не круглосуточно, и вечером оказываются закрытыми (хотя, если не очень поздно, можно позвонить по телефону, который заботливо подписан на вывеске, и сотрудница обменного пункта или страховой компании по вашей просьбе прибудет на свой «пост».) А какие действия надо предпринять на самом пограничном посту? Об этом следующий раздел ГРАНИЦА: ТУДА И ОБРАТНО.
Расстояния между городами Финляндии
Воспользовавшись сайтом Дорожного управления Финляндии можно рассчитать расстояния между городами Финляндии. В открывшемся окне выбираем города ОТКУДА (MISTÄ) и КУДА (MIHIN) вам надо проехать, а ниже — среднюю скорость (Keskinopeus km/h) и нажимаете кнопку Ilmoita välimatka. В новом окошке вам будет представлена информация, например:
Kyselyn tulokset (результаты)
MISTÄ (откуда) = Alavus
MIHIN (куда) = Alavieska
NOPEUS (скорость) = 80
Välimatka ( расстояние) on 222 km
Nopeus (при средней скорости) on 80 km/h
Ajoaika (продолжительность пути) on 2 h 46 min
Однако следует помнить, что время это приблизительное, так как весь путь очень сложно проделать с одинаковой скоростью.
Также маршруты можно заранее просчитать используя сайты-планировщики маршрутов, несколько таких сайтов есть в наших ПОЛЕЗНЫХ ССЫЛКАХ.
Граница: туда и обратно
Пограничные переходы на границе РФ и Финляндии
Очереди на границе. Веб-камеры
Выезд из РФ — таможенный контроль, паспортный контроль, досмотр автомобиля
Въезд в Финляндию и процедуры досмотра
Возвращаемся домой: выезд из Финляндии
Почти дома — обратный въезд в Россию
Не забываем о магазинах duty free…
…и о возврате tax-free на обратном пути
Пограничные переходы
Для поездок в Финляндию (или транзитом через Финляндию в другие страны Шенгена) используются многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП). В зоне деятельности Выборгской таможни это МАПП «Торфяновка», МАПП «Брусничное», МАПП «Светогорск», в зоне действия Сортавальской таможни — т/п Вяртсиля и т.д.
Торфяновка/Vaalimaa
Наиболее удобен, если планируется поездка в Hamina, Kotka, Porvoo и, конечно, в Helsinki, то есть по трассе E18 (которая в Финляндии имеет два названия — E18 и №7), в другие населенные пункты по этой трассе, а также в города неподалеку от нее. Российский пограничный пост называется Торфяновка, финский — Vaalimaa (Ваалимаа).
Расположение поста на GoogleMaps
Координаты российского и финского постов:
МАПП ТОРФЯНОВКА
Режим работы: ежедневно, круглосуточно
|
VAALIMAA TULLI Режим работы: ежедневно, круглосуточно 49930 Vaalimaa, Vaalimaantie 2990
|
С финской стороны в направлении движения из Финляндии (Valimaa) в Россию установлена веб-камера, которая позволяет оценить ситуацию с очередями на финском КПП, а также состояние дорожного покрытия и температуру воздуха на этом участке трассы.
Брусничное/Nuijamaa
Этот пункт наиболее удобен, если планируется поездка в Lappeenranta, Kouvola, Lahti, Imatra (трасса №6), Tampere или севернее (трасса №12), на Mikkeli (трасса №13) и т.д. Российский пограничный пост называется Брусничное, финский — Nuijamaa (Нуйамаа).
Расположение поста на GoogleMaps
Координаты российского и финского постов:
МАПП БРУСНИЧНОЕ Режим работы: ежедневно, круглосуточно
|
NUIJAMAA TULLI
Режим работы: ежедневно, круглосуточно
|
С финской стороны в направлении движения из Финляндии (Nuijamaa) в Россию установлена веб-камера, которая позволяет оценить ситуацию с очередями на финском КПП, а также состояние дорожного покрытия и температуру воздуха на этом участке трассы.
Светогорск/Imatra
Этот пункт перехода наиболее часто используется для поездок в Imatra, Lappeenranta, Savonlinna, Joensuu (трасса №6) и дальше, на север Финляндии. Российский пограничный пост называется Светогорск, финский — Imatra (Иматра).
Расположение поста на GoogleMaps
Координаты российского и финского постов:
МАПП СВЕТОГОРСК
Режим работы: ежедневно, круглосуточно
|
IMATRA TULLI
Режим работы: ежедневно, круглосуточно
|
С финской стороны в направлении движения из Финляндии (Imatra) в Россию установлена веб-камера, которая позволяет оценить ситуацию с очередями на финском КПП, а также состояние дорожного покрытия и температуру воздуха на этом участке трассы.
Вяртсилля/Niirala
Наиболее часто используется для поездок в Финляндию из Южной Карелии и Сортавалы в города Imatra, Lappeenranta, Savonlinna, Joensuu (трасса №6) и дальше, на юг Финляндии. Российский КПП называется Вяртсилля, финский — Niirala (Ниирала).
Координаты российского и финского постов:
МАПП ВЯРТСИЛЛЯ
|
NIIRALA TULLI
|
Другие посты
Кроме упомянутых выше, существуют также посты на севере Карелии:
Люття-Вартиус (Карелия, Костомукшская таможня, 650 км от Хельсинки, 7.00-21.00, тел. (814-259) 22685);
и в Мурманской области:
Салла (Мурманская обл., 990 км от Хельсинки, 150 км от Рованиеми, 7.00-21.00, тел. (81533) 56458);
Лотта-Райя-Йоосеппи (Мурм.обл, 1170 км от Хельсинки, 330 км от Рованиеми, 7.00-21.00,тел. (8152) 586878).
а также железнодорожный пост:
Лужайка — Vainikkala (работает круглосуточно).
Очереди на границе. Веб-камеры
Очереди на границе.
Для всех, кто едет в Финляндию, очереди на границе — объективная реальность. Как правило, в выходные или перед праздниками количество автопутешественников увеличивается, и на границе приходится стоять долгое время. Точно предугадать, сколько времени понадобится на этот процесс, невозможно, но как-то подготовиться все-таки можно.
Статистику очередей можно увидеть на сайте На Границе.Ру.
Информацию о количестве а/м в очереди перед въездом (до шлагбаума) на территорию МАПП Торфяновка, Брусничное и Светогорск, как со стороны России, так и со стороны Финляндии предоставляют сами автомобилисты.
Не забывайте, что на нашей границе существует пересменок, когда одна смена сменяет другую. Он производится в 8-00 утра и в 20-00 вечера. Во время пересменка оформление туристов иногда приостанавливается на 15-30 минут, из-за чего очереди в это время также увеличиваются.
На финской границе даже если пересменок и существует — на скорость оформления это никак не влияет.
Кроме этого сервиса, существуют веб-камеры, в он-лайн режиме отображающие ситуацию с количеством а/м на подъезде к МАПП.
Веб-камеры на МАПП с российской стороны (из России в Финляндию)
Ранее веб-камеры были установлены только на финских пограничных постах и позволяли оценить состояние очередей только на финской границе (при возвращении из Финляндии в Россию).
Теперь (правда на платной основе) для абонентов Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» доступна услуга «Фотонаблюдение».
Она дает возможностьполучать информацию с веб-камер, установленных на основных пограничных пунктах – Торфяновка, Брусничное, Светогорск с российской стороны.
Камеры установлены в направлении движения из России в Финляндию.
Территория обзора одной камеры включает в себя непосредственно сам подъезд к пограничному пункту (до шлагбаума), вторая камера фиксирует загрузку трассы вне поля зрения первой камеры.
В этом разделе на сайте На Границе.Ру есть возможность увидеть фотографии с этих камер.
Абоненты «МегаФон» могут подключить услугу «Фотонаблюдение» и оценить актуальную ситуация на пропускном пункте. Для использования услуги перейдите в мобильном браузере по адресу http://m.megafonpro.ru/foto
Веб-камеры на МАПП с финской стороны (из Финляндии в Россию)
Для удобства мы вынесли веб-камеры на трех наиболее популярных МАПП на отдельную страницу. С ее помощью можно одновременно оценить загрузку трассы на подъездах к пограничным пунктам Vaalimaa (Ваалимаа) — в направлении к Торфяновке, Nuijamaa (Нуйамаа) в направлении к Брусничному и Imatra (Иматра) в направлении к Светогорску.
Выезд из РФ — таможенный контроль, паспортный контроль, досмотр автомобиля
Оставив позади КПП и въехав на территорию пропускного поста, мы движемся согласно указателям (грузовые а/м, легковые а/м, автобусы) в общем потоке машин (сомнительно, что вам удастся оказаться на границе в одиночестве, без попутчиков). Здание зеленого цвета — это и есть погранпост, а находящиеся рядом с ним модули с полосами для прохождения таможенного и паспортного контроля — наша следующая цель.
Встаем в очередь в одну из этих полос, избегая крайней левой, у самого здания, — там проходят автобусы — и крайней правой — там обычно пропускают финские а/м, возвращающиеся домой (очередь из финских а/м движется дольше, чем обычная, так как их документы и машины проверяют дольше).
Перепутать очереди трудно — просто становитесь на одну из полос за любым а/м с российскими номерами.
Важно!
В настоящее время при прохождении таможни через МАПП Торфяновка, Брусничное, Светогорск, Вяртсиля и обратно пассажирские таможенные декларации заполнять не требуют ни от водителей, ни от пассажиров.
Другими словами, если в а/м только личные вещи водителя и пассажиров и товары, количество которых не превышает установленные нормы — декларация не заполняется.
Если же вы производите временный вывоз лодки, лодочного мотора, велосипеда и другого аналогичного имущества и затем будет осуществлен обратный ввоз этого имущества в РФ — декларацию заполнять нужно.
При въезде в РФ вас могут попросить предъявить чеки на приобретенный и ввозимый товар, дабы удостовериться в том, что его стоимость не превышает нормы.
Подробнее — здесь или на нашем ФОРУМЕ.
То есть, если у вас есть товар, подлежащий декларированию, и у вас нет заранее заполненных деклараций (о них мы говорили вот тут), то нужно пешком подойти к ближайшему модулю таможенной службы и взять пустые бланки, чтобы заполнить их, пока движется очередь.
А очередь движется, к сожалению, не так уж быстро. Однако рано или поздно наступает момент, когда по сигналу пограничника вы по своей полосе подъезжаете к первой зелененькой будочке.
Это модуль таможенного контроля, рабочее место таможенника.
Еще раз повторим — если вы и ваши пассажиры не осуществляете временного вывоза лодки, мотора, велосипеда, а имеете с собой только личные вещи, то, как уже было сказано, декларацию ни водитель, ни пассажиры не заполняют, и в модуль таможенника вам не нужно.
Постепенно в порядке очереди из других а/м вы продвигаетесь далее к модулю пограничника.
Если же декларацию подать необходимо, то водитель а/м идет в модуль таможенника, передает в окошко свой загранпаспорт, техпаспорт на а/м (доверенность на а/м, если она нужна), и две заполненные декларации «на выезд из РФ».
Если пассажиры тоже что-то декларируют — то подходят вместе с водителем и предъявляют таможеннику свои декларации после него, если декларировать пассажирам нечего, они просто дожидаются водителя в машине.
Таможенник вводит в систему данные о водителе, количестве пассажиров, следующих с ним, и данные на автомобиль, отмечает штампом задекларированное имущество и деньги, а после возвращает водителю документы и второй экземпляр декларации.
Этот второй экземпляр надо сохранить до обратного въезда в РФ, он потребуется при обратном пересечении границы.
Водитель возвращается в машину, и а/м продвигается дальше, ко второму модулю — модулю пограничников.
Это паспортный контроль. Теперь уже не только водитель, а все, кто едет, включая детей, становятся в очередь (причем, первым все равно должен быть водитель) и по одному подают в окошко свои паспорта.
Маленьких детей надо приподнять, чтобы пограничник сверился с фотографией и сделал пометку в паспорте, что с вами едет ребенок. Грудных деток тоже необходимо показать на паспортном контроле.
Пограничник сличает фотографию в паспорте с внешностью выезжающего и ставит штамп о выезде.
Не торопитесь радоваться, шлагбаум еще не открыт.
Теперь вам нужно дождаться инспектора службы досмотра и предоставить ему машину на досмотр.
Обычно это человек в пограничной форме, который ходит между рядами и досматривает машины. Он попросит вас открыть багажник, окинет беглым взглядом ваши вещи и попросит показать паспорта. Если такого человека вы не увидите, то следует поинтересоваться у служащего в окне пограничного контроля, где его можно найти, и дожидаться около автомобиля.
После разрешения инспектора службы досмотра вы можете выезжать, если шлагбаум открыт, либо подождать, пока его не откроют.
Вы оказываетесь на нейтральной територрии и двигаетесь в сторону финского погранпоста.
Не торопитесь и не забудьте завернуть в Duty Free- он находится на территории между двумя погранпостами, но на разных постах — немного по-разному (подробнее об этих магазинах вы прочитаете в разделе «Важно знать/Duty Free»)
Ну, а мы продолжаем путь дальше.
Проехав магазин Duty Free, мы увидим еще один пост — последний. Это небольшое строеньице и шлагбаум. Надо притормозить около пограничника, который может тоже попросить паспорта на проверку. А может и не попросить, а просто поинтересоваться, в порядке ли паспорта и пропустить дальше.
А дальше… нет, пока еще не Финляндия, а финская граница.
Пересекаем границу и въезжаем в Финляндию
Поток въезжающих автомобилей все так же делится на легковушки, грузовики и автобусы.
Каждый следует по своей полосе, и все останавливаются перед светофором, который, в отличие от светофора на территории Торфяновки и Брусничного, четко регламентирует движение.
Если машин много, то они встают в несколько рядов, образуя очередь, а если машин очень много, то иногда для проезда русских а/м открывают самую правую полосу, предназначенную для движения граждан ЕС.
Обычно по этой полосе следуют домой только возвращающиеся из РФ финны, но, если загруженность поста велика, открывают и эту полосу, о чем свидетельствует разрешающий знак над ней. Но если знак висит запрещающий — пытаться там проехать бесполезно, наших соотечественников, решивших «проскочить» без очереди, оттуда заворачивают.
Светофор пропускает по 5-10 машин, причем, если проехать на красный сигнал, вас заставят вернуться обратно — тут порядок одинаков для всех.
Подъехав к финскому таможенному пункту, останавливаем машину, глушим мотор, и, взяв с собой документы, идем внутрь.
Внутри сидят офицеры паспортного контроля; подойдя к одному из окошек, вы предъявляете загранпаспорт и техпаспорт на машину. Лишних документов показывать не нужно (и медстраховка, и green card у вас должны быть при себе, но показывайте их только если попросят).
Исключение составляет документ, подтверждающий бронь отеля или коттеджа. Его вы можете отдать в окошко вместе с паспортом, чтобы инспектор сразу понял цель вашей поездки. Также как и наш пограничник, финский служащий вводит данные в компьютер и, как правило, спрашивает у вас, куда вы следуете и на какой срок, даже несмотря на то, что вы показали бронь.
Пожалуйста, подготовьте заранее четкие ответы на эти несложные вопросы!
Вариантов бесчисленное множество — «в Аквапарк Иматры на два дня», «на рыбалку в коттедж в Миккели на неделю», «в Хельсинки в магазины на один день» и так далее, все зависит от ваших конкретных планов на эту поездку.
Не нужно теряться, пугаться, мямлить «Ну… я не знаю… на сколько получится…. где буду ночевать тоже не знаю, там посмотрим….». Такое поведение может показаться финскому сотруднику подозрительным и он может начать расспрашивать вас с пристрастием.
И напротив — ваши четкие спокойные ответы дадут понять, что вы не замышляете ничего криминального и не собраетесь нарушать никаких законов, так что просто заранее обсудите со всеми членами поездки свои планы и ответы на вопрос «Куда?» и «На сколько дней?».
Также, как уже было сказано выше, пограничник может попросить вас предъявить ему медицинский полис или полис green card на автомобиль, поэтому заведите папку для документов и лучше возьмите ее на таможню с собой, чтобы не бегать к машине десять раз и не нервировать ни финнов, ни тех, кто стоит в очереди за вами.
Еще (очень редко, но бывает) если у вас нет подтверждения брони, а едете вы больше чем на один день, на финской границе у вас могут попросить показать наличные деньги, то есть убедиться в вашей финансовой состоятельности.
Утвержденная квота — 40 евро в день на одного человека. Просить или не просить показывать деньги — решает пограничник в каждом конкретном случае, если вы можете вразумительно ответить, куда и зачем вы направляетесь, обычно этого не происходит. В любом случае, сейчас почти у всех есть кредитные карты, поэтому вопрос о наличии наличных сейчас встает все реже.
На самом деле, обычно весь процесс прохождения паспортного контроля у финнов занимает пару минут — вам отдают ваши документы и паспорт со штампом, затем вы проходите коридором (т.н.»зеленый коридор» для тех, кому нечего декларировать, ибо финнов ваши деньги и ваши компьютеры не интересуют) и выходите направо к машинам.
У машин к вам могут подойти таможенные служащие, проверить ваши паспорта, страховку green card и попросить открыть багажник.
Вот тут может возникнуть вопрос со спиртным.
Часто бывает так, что мы едем на один-два дня, а в магазине Duty Free накупили ликеров, коньяков или вкусной водки Finlandia — конечно, ведь на обратном пути нас могут просто не пустить в магазин, ведь он торгует только на выезде из РФ.
Но на паспортном контроле только что мы, не подумав об этом, заявили, что едем на один день — и вот они, проблемы: в нашем багажнике финны видят пакетик с бутылками…
Важно запомнить вот что: если вы везете спиртное, но собираетесь пробыть в Финляндии менее 3 суток — это нарушение закона.
У вас могут быть проблемы — от штрафа и конфискации бутылок до аннулирования визы и депортации обратно в Россию (Подробно о таможенных правилах мы говорим в разделе Важно знать/Таможенные нормы при въезде в Финляндию).
Поэтому заранее решите, как вам не попасть в эту неприятную ситуацию: не покупать спиртного, ехать на большее количество времени или как-то еще.
Однако часто к машине вообще никто из финской таможни не подходит.
Если вы вышли из помещения паспортного контроля, а около машины вас никто не ждет — вы просто садитесь за руль, пристегиваете ремень и ждете, когда откроется шлагбаум. Если он уже открыт — проезжаете.
Вот и все.
Вы в Финляндии.
Возвращаемся из Финляндии
Обратный процесс на финской границе выглядит еще проще.
По полосе, предназначенной для движения легковых автомобилей, вы подъезжаете к светофору, регулирующему транспортные потоки на территории погранпоста.
Либо встаете в очередь за другими автомобилями, либо, если очереди нет — свет будет гореть зеленый, и вы подъезжаете к домику таможни.
Там всем пассажирам нужно зайти в таможню и в уже знакомом порядке (первым идет водитель, за ним все остальные) предъявить паспорт в окно пограничнику, который, как правило, ничего не спрашивая, просто ставит вам штамп о выезде.
Все. Можете ехать домой, в Россию. Если же у вас есть покупки TaxFree , помните, что пункты возврата денег по чекам TaxFree работают в приграничной зоне до 21-22 часов по финскому времени (расписание пунктов может отличаться).
Если вы выезжаете позже этого времени, обязательно поставьте на границе у таможенника штамп на квитанции такс-фри. Тогда возврат денег можно будет получить и в России, или в ваше следующее посещение Финляндии, если оно состоится в течении 3-х месяцев со дня совершения покупки. Если такого штампа вы не поставите, то осуществить возврат денег будет невозможно.
Порядок «постановки таможенных штампов» на квитанции TaxFree вроде как не определен: некоторые таможенники просят сначала отштамповать паспорт, а потом квитанции, некоторые наоборот. Лучше всего спросить у пограничника (просто сказать ему tax-free и показать квитанции) и он либо сам поставит вам штамп, либо отправит вас в окошко с надписью «Tulli».
Подробнее об этом мы рассказываем в разделе Важно знать/Торговля Tax-free.
Как уже было сказано, количество машин, стоящие в очереди перед финским КПП можно оценить на веб-камерах, установленных дорожным управлением Финляндии — камеры для сравнения очередей сразу на трех КПП вот здесь.
Таможня «обратно», или возвращаемся домой, в РФ
Процесс прохождения российской границы тоже происходит в обратном порядке.
После прохождения финской границы вы едете в сторону границы нашей.
На самом первом КПП на шлагбауме у вас чаще всего ничего не проверяют, пограничник просто разрешающе машет рукой, либо пограничника не видно вообще, шлагбаум открывают, и вы проезжаете дальше.
Проехав КПП, вы точно так же стоите в очереди и двигаетесь по своей полосе к модулям таможни.
Старайтесь занимать очередь за машинами с русскими номерами, так как и здесь финнов оформляют несколько дольше.
На пути назад сначала проходим паспортный контроль — это будет в ближайшем к вам зеленом модуле.
Водитель автомобиля (обязательно первым) и за ним все пассажиры (включая детей, в том числе грудных) лично подходят к модулю и отдают в окошко паспорта. В них вам поставят штамп о въезде и вернут их обратно.
Потом пассажиры могут вернуться в машину. Поскольку поголовное заполнение деклараций сейчас отменили, водитель просто открывает багажник и ждет инспектора службы досмотра.
Если же вы вывозите что-то подлежащее декларированию или у вас «обратный ввоз», то водитель с паспортом, экземпляром декларации, который у него был отмечен при выезде из РФ, и двумя заранее заполненными экземплярами декларации на «въезд в РФ» идет во второй зеленый модуль, к таможеннику.
Таможенник забирает декларации, а водитель должен вернуться в машине и ожидать досмотра, открыв багажник.
Инспектор подойдет, посмотрит, что вы накупили себе за границей и, если все соответствует нормам, разрешит проехать, открыв шлагбаум.
Запомните: если вы ввозите крупные покупки — бытовую технику, велосипеды, мебель и т.д., — их, скорее всего, придется декларировать, и прохождение таможни займет несколько больше времени, так как таможенник должен убедиться, что вы не превышаете нормы беспошлинного ввоза.
Если же вы везете только покупки для личного пользования: одежду, обувь, продукты, бытовую химию и другие мелкие покупки в пределах установленных норм, то их переписывать в декларацию не нужно.
О правила и нормах беспошлинного ввоза товаров в РФ подробнее вы можете прочитать в разделе ВАЖНО ЗНАТЬ.
Если вы собрались путешествовать в Скандинавию и уже начали собирать чемоданы, чтобы отправиться из Петербурга в Хельсинки, то вам необходимо знать, что можно ввозить и вывозить с территории Финляндии.
Каждый пассажир имеет право ввозить в Суоми без уплаты налогов и пошлины алкогольные напитки, табачные изделия, кофе и чай (для собственного употребления), парфюмерию (для себя или в качестве подарка) в пределах допустимой нормы:
1.Алкогольные напитки. Один литр крепких напитков (более 22%) ИЛИ два литра аперитивов (максимум 22%) ИЛИ два литра шампанского + дополнительно два литра некрепких вин И шестнадцать литров пива. Помните, что если вы въезжаете в страну менее чем на 72 часа, то ввозить алкоголь вам запрещено.
2.Табачные изделия. 200 сигарет ИЛИ 50 сигар ИЛИ 100 сигарилл ИЛИ 250г сигаретного и трубочного табака.
3.Кофе и чай. 500г кофе ИЛИ 200г кофейного экстракта и кофейной эссенции И 100г чая ИЛИ 40г чайного экстракта и чайной эссенции.
4.Парфюмерия. 50г духов И 250мл туалетной воды.
Все товары которые вы приобрели в Финляндии вы можете вывести из страны и получить компенсацию своих затрат за счет возврата уплаченного НДС (налога на добавленную стоимость). Вы сможете сэкономить при этом от 10% до 16% от стоимости приобретенных товаров.
Для того чтобы воспользоваться данной услугой необходимо оформить чек Tax Free. Чтобы его получить нужно, купить в одном магазине товаров на сумму не менее 40 евро. Причем суммы по потребительским товарам и по продуктам питания считаются отдельно. Покупки нельзя распаковывать и пользоваться ими до тех пор, пока вы не покинете территорию Финляндии. Также не забывайте, что купленный вами товар должен быть вывезен из Суоми в течение трех месяцев не включая месяца, в котором был приобретен товар.
Как же оформить Tax Free? В большинстве магазинов это можно сделать прямо у кассы, а иногда у отдельной стойки. Когда будете оплачивать покупку, попросите продавца оформить чек Tax Free и предоставьте кассиру паспорт. Ваш товар упакуют и выпишут чек. В него вам нужно будет вписать собственное имя, адрес и поставить подпись.
При выезде из Финляндии необходимо пройти проверку на наличие товара, целостность и его соответствии к предъявленному чеку, то есть, чтобы номер на чеке совпадал с номером на пакете. После проверки контролер поставит на чеке Tax Free печать, и вы сможете получить свои деньги в пункте возврата. Если вы путешествуете на своем авто в Финляндию, то на границе обычно делается проверка прямо на улице перед пунктом возврата денег (обращайте внимание на дорожные указатели после прохождения паспортного контроля до русской границы).
Если вы не получите деньги на границе, то сможете получить возврат только в России. Кстати запомните, что пункт Tax Free работает только до 22:00. Если вы приедете позже, то вам нужно будет поставить печать при прохождении паспортного контроля на финской границе, а вот получать деньги вы сможете либо в следующий раз в пункте возврата, либо в течение трех месяцев, но уже в России.